Космология

Тексты Пирамид отражают древнейшие взгляды египтян на устройство мира. В этих представлениях мир существует в этаком "пузыре", которых находиться в безграничном океане. Жизнь в таком "пузыре" была возможна из-за существования атмосферы (по-египетски Sw, бог Шу), которая сдерживала воды океана (по-египетски nw или nnw, бог Ну или Нун) от обрушения на землю, точно также как воздух внутри шара сохраняет его надутым. У вершины этого мирового "пузыря" было небо (по-египетски pt, также nwt, богиня Нут), которое образовалось в месте соединения атмосферы (Шу) с поверхностью океана. В середине была земля (по-египетски tA, также gbb, бог Геб), которую представляли себе в виде плоской полоски почвы с семенами под ней. Ниже земли находилась область называвшаяся Дуат (по-египетски dwAt или dAt), роль атмосферы в этом нижнем мире выполняла пара бога Шу - богиня Тефнут (по-египетски tfnwt). Небо, которое лежало на дне Дуат, было женской парой океана Нуна, и называлась Наунет (по-египетски nnwt). Жизнь внутри мирового "пузыря" была возможна не только из-за наличия атмосферы, но и из-за солнца (по-египетски ra, бог Ра). Днем солнце переплывало небо в своей дневной барке (по-египетски manDt, Манджет) с востока на запад; ночью переходило на ночную барку (по-египетски msktt, Мескетет) и плыло через Дуат по водам нижнего неба (Наунет), в это время звезды вышедшие из Дуат переплывали небо над землей. Каждая поездка длилась 12 часов, делая длину всего дня равной 24 часам - предшественник нашего 24-х часового дня.

На восточном краю неба лежала область, называвшаяся Axt (Ахет), через которую проходило солнце, прежде чем выйти на восточную сторону неба, где оно становилось уже видимым для глаз. Выйдя из Дуат, солнце попадало на небо, в юго-восточную область называвшуюся "Поле Камыша", там оно очищалось, и после этого "купания" оно входило в Axt, из которого уже выходило на восточную сторону неба "где рождаются боги" (Пир. 353b). Именно купанием на поле камыша и проходом через Axt египтяне объясняли постепенное появление и увеличение света, еще до того как солнце становилось видимым на Востоке. Кроме того, Axt было местом, в котором боги и царь становились Ax:

"Вы восходите в Ахет, в месте, в котором вы стали Ax" (Пир. 152d)

В более поздних текстах Axt также располагается и на западе (т. е. появляются представления о двух Axt, один из которых на востоке, а другой на западе), но судя по всему в Текстах Пирамид существует только один Axt на востоке неба, и это в принципе легко объяснимо: в египетской космологии древнего царства восточная часть неба занимала очень важное место, поскольку оттуда выходили, т. е. "рождались" боги, солнце и звезды. В западной же части неба, солнце, боги и звезды входят в Дуат, т. е. по сути "умирают", поэтому тексты гораздо меньше рассказывают об этой части неба. Тексты пирамид не говорят четко о расположении Дуат. Один раз в текстах эта область детерминируется знаком неба (Пир. 802c P), но с уверенностью можно сказать, что расположение Дуат не представляли себе в то время и сами египтяне. Как я уже говорил, по представлениям египтян день заканчивался, когда Солнце спускалась на западной (вернее на северо-западной) стороне неба в Дуат, - вот египтяне и представляли себе, что Дуат находится на западе:

"О!" - говорит wr skAt находящийся в середине Дуат, Смотри: она идет ..., прекрасная западная (богиня)" (Пир. 282b)

"Когда Царь отдыхает от жизни на западе, за ним следуют обитатели Дуат" (Пир. 306a),

а где именно - не знали, так как представляли себе Дуат этаким не ориентированным по сторонам света пространством (в Текстах Пирамид не упоминается ни одно направление в Дуат, нет упоминания о его границах и сторонах, в отличие, например, от земли, неба и Axt, которые имели все вышеперечисленное) в виде сферы или шара. Так, например, говорилось, что "Орион окружен Дуат, когда живой очищается в Axt", т.е. созвездие Орион становиться невидимым на рассвете, т.к. находится, вернее окружено Дуат. Интересно, что имя Дуат детерминировалось звездой, окруженной кругом, - понятно, что иероглифы не передавали объема и не могли показать шар в любом случае.

Представлялось, что Дуат имеет выход (в юго-восточной части неба, в районе Поля Камыша) и вход. Можно заключить, что Дуат рассматривался этаким затерянным миром, однако в более поздних текстах местонахождение Дуат однозначно можно определить в пространстве ниже земли. Дуат является важной областью, т. к. через него во время земного дня плавают звезды, - это говорит еще об одном представлении о Дуат, как о водном теле.

Как и землю, древние египтяне рассматривали небо не только как компонент видимого мира, но еще и как страну, сильно напоминающую по описаниям затопленную во время разлива Дельту (скорее всего она и явилась прототипом представлений о небе как о стране). Кроме того, что небо поддерживал Шу (атмосфера), по представлениям египтян оно покоилось на четырех скипетрах или столбах (в виде папирусов, как те, которые поддерживают своды в египетских храмах).

Как страна, небо дает прибежище существам, строениям и вероятно содержит поселения: "Он (=Царь) путешествует по небу, Царь ведет жителей основанных поселений (jmw grgwt)" (Пир. 881a). Строений на небе не много: Тексты Пирамид упоминают две небесные божницы, "комплекс Гора на небе" и "дом царя на земле", местонахождение этих строений на небе не известно. Гораздо больше на небе жителей, тексты обобщенно называют их "принадлежащие небу", "те, которые на небе", "передовые (т. е. главы) неба" и более определенно "небесные боги/боги которые на небе". Хотя боги также могут быть и на земле, небо гораздо охотнее рассматривалось в качестве их страны: Пир. 1208c повествует о времени "когда небо было отделено от земли и боги ушли на небо". Среди отдельных богов, которых Тексты Пирамид помещают на небе, есть Солнце, Геб (!), Нут, Осирис и Гор. Другие божественные жители это птицы, kAw (мн. ч. от kA, не путать с kAw-силой) и Axw (мн. ч. от Ax).

Небо также является страной звезд вообще и околополярных ("неразрушимых") звезд в частности. Неразрушимыми в текстах также называют богов и Axw. Кроме околополярных (северных) звезд и созвездий, небо также давало приют южным звездам и созвездиям: Сириусу, созвездию Орион, утренней звезде. Местом появления околополярных звезд на небе было Поле Жертвы, южных звезд - Поле Камыша. Также на небе был Млечный Путь (msqt sHdw "Путь (из) звезд").

Как и земля, в представлении египтян небо являлось еще и пространством (pDwt, pDt), ориентированным по сторонам света и имеющим границы, вокруг которого можно было плыть. На каждой стороне неба были двери, которые не пропускали людей и чужеземцев, но через которые могли проходить боги и царь. Небо имело также верхнюю границу, которую можно было достигнуть.

Небо также рассматривалось как водное тело. Это можно понять, например, из глаголов, которые употреблялись для обозначения движения по небу:

nmj "пересекать" (543a, 749c, 882c, 1048d; с детерминативом лодки в 882c)

xnz "путешествовать" (с детерминативом лодки: 130d WN, 881a, 1165a, 1250a N, 1777b)

Xnj "грести, перевозить (по воде)" (с детерминативом лодки: 367b, 383b, 917b, 2122c-d)

DAj "пересекать, переезжать" (с детерминативом лодки: 128b)

Кроме названия, характеризующего небо как "То, что далеко наверху" (Hrt), небо также называли "Прохладная Вода" (qbHw). К тому же небо рассматривалось еще и как "Великое Наводнение" (mHjj wrt). Не надо также забывать, на чем Солнце "двигалось вокруг неба" - это была лодка или барка.

Суммируя все представления египтян Древнего Царства о небе, нужно представить себе водное (bjA, qbHw) пространство (pDwt, pDt) над землей (Hrt), содержащее острова (jww) и холмы (jAwt), берега которого состояли из болот (sxt jArw Поле Камыша), sxt xtp (Поле Жертвы)), каналов (mrw, ptrw/ptrtj) и озер (Sjw). Стоит также сказать, что на небе были и пустынные области (wart, jzkn). Область jzkn находилась на западе и вероятно на востоке. Из этой области Солнце спускалось в Ночную Барку и из нее звало царя, чтобы установить его как утреннюю звезду. Открытое водное пространство на небе находилось преимущественно в середине. Говоря о холмах (jAwt), стоить заметить, что они были наподобие островов, которые виднелись на поверхности воды. В Текстах Пирамид упоминаются такие холмы Гора, Сета и Осириса (Пир. 218d-f).

* Статья написана на основе:
J. P. Allen "Middle Egyptian" 2000, Essay 2 "Ancient Egyptian Geography" стр. 21, 22;
J. P. Allen "The Cosmology of The Pyramid Texts" 1989.



(c) 2005, Тимофей Шмаков


Оглавление