Смерть бога в Египте эпохи Древнего Царства

Можно сколько угодно говорить о возрасте или об объеме Текстов Пирамид, и возраст и объем этих текстов изумляет. Для меня в моей работе важно было понять, для чего древние жители долины Нила снабдили умерших физической смертью царей-богов этими текстами, и о чем сообщали эти тексты.

То, что эти тексты и изложенные в них взгляды на судьбу умершего царя существовали до царя Униса, не вызывает никаких сомнений. Унис - это лишь первый царь, который высек эти тексты на стенах двух камер и двух проходов в эти камеры в своей пирамиде в Саккара, древнем Мемфисском некрополе. Скорее всего, эти тексты помещались и в гробницы предшественников Униса, но написаны они, в таком случае, должны были быть на папирусе, и вследствие этого такие тексты до нас не дошли. Пирамида Униса содержит в общей сложности ___ глав "Текстов Пирамид" (с лакунами, т. е. пропусками от 23 главы до 321 главы, что составляет параграфы, опять-таки с пропусками, от 16a до 517b) - примерно треть всех насчитываемых глав этого огромного памятника. Самой "популярной" главой в пирамиде Униса является 32-я глава, она повторяется там четыре раза. Интересно также, что эта глава "дожила" до Нового Царства, ее можно встретить с незначительными переделками в гробнице мэра города Фив при Аменхотепе 3, Сеннефра.

Существование умершего царя, который теперь становился "великим богом" (Пир. 272b) должно было поддерживаться принесением ему жертв в виде пищи и питья. Как верили египтяне, в этих субстанциях содержалась энергия (kAw), которая была необходима умершему царю для поддержания своего существования. На всякий случай полный перечень пищи и питья того времени (конец пятой династии) был высечен на северной стене погребальной камеры, это было равнозначно оставлению в гробнице самих этих продуктов. Египтяне понимали, что вскоре все "физические " продукты, оставленные в гробнице, испортятся, а продукты, высеченные в камне (достаточно было высечь имя продукта и его изображение, можно даже условное) должны были обеспечивать царя энергией kAw вечно.

Надо также сказать, что эта энергия могла передаться и оживить изображение человека. Именно из-за этого вы нигде в текстах не встретите целого человеческого тела, даже рыба изображена только один раз (Пир. 218c N), не говоря уже о том, что некоторые знаки портились умышленно. Составители текстов боялись, что человек оживет и навредит покойному царю, вернее его мумии (неразрушимому телу), лежащей в пирамиде. Однако составители не боялись изображать птиц, быков, львов и даже змей (!), изображения последних можно в обилии увидеть в текстах пирамиды Униса посвященных заговорам от них (Пир. главы 278-299, 226-243). Вероятно это связано с верованием о том, что Ка (kA), а вместе с ним и силу kAw могут иметь только люди и боги. (См. подробнее об этом в статье "Природа Человека".) Частое отсутствие детерминативов (особенно в пирамиде Униса) из-за боязни "оживления" делает задачу правильного перевода текстов гораздо труднее.

"Удел умершего царя в Текстах Пирамид - "подняться на небо среди неразрушимых звезд" (Пир. 1123a) и "идти вокруг неба как Солнце". Для текстов пирамид это небесное видение загробной жизни - единодушная цель. Даже то, что раньше рассматривалось как отдельная "осирическая" судьба царя в этих текстах, было недавно признано всего лишь одной стороной его небесного цикла - фазой возрождения, через которую он проходит перед "восходом на восточной стороне неба как солнце" (Пир. 1465d-e)" *1.

"Эти представления отражают то, что можно назвать космологией загробной жизни. Ее разнообразные элементы были известны уже долгое время: Дуат и Axt, из которых царь восходит с солнцем и звездами, и небо, через поля и воды которого он путешествует с ними "в правильной форме живого Ax" (Пир. 318c). Гораздо хуже понимается степень, в которой эта космология отражает единое, связное видение загробной жизни. Существует множество картин, которые рисуют перед нами тексты, но наше знание грамматики, лексики, культурного контекста текстов далеко от совершенства. Это несомненно делает космологию загробной жизни более двусмысленной и неопределенной для нас. Но, проводя тщательный анализ, все еще возможно определить кое-что из общей картины, которая должна была существовать в умах египтян, которые построили и снабдили пирамиды Древнего Царства надписями.

Безоговорочно в этой картине есть две основные перемены, которые отличают следующую жизнь царя от той, которой он наслаждался на земле. Первая из них заключается в форме его личного существования. Из изменяющегося существа, чья жизнь измерялась в годах и характеризовалась необратимыми и неизбежными изменениями, теперь, после физической смерти он становиться вечным и неизменным, меняющимся только, как и когда он хочет:

"Вечное повторение - это длина жизни царя. Вечное единообразие - это его предел, в этой его привилегии "Если он хочет - он делает, если он не хочет - он не делает" (Пир. 412a-b)

Неизменность - это отличительная черта нового существования царя, зафиксированная в постоянном его отождествлении с "неразрушимыми звездами":

"Эти северные небесные боги,
которые не могут погибнуть - он не погибнет
которые не могут устать - он не устанет
которые не могут умереть - царь не умрет"
(Пир. 1080a-d)

Тексты Пирамид также связывают эту идею с мумией и пирамидным комплексом умершего царя:

"Ты схватишь за руку неразрушимых звезд
Твои кости не погибнут
Твоя плоть не испортиться, О Царь
Твои члены не будут далеко от тебя
ибо ты один из богов"
(Пир. 724d-725c)

"О Великая Эннеада в Гелиополе!
Ты прикажешь этому Царю быть крепким
приказывая этой пирамиде Царя и этому его строению
быть крепкими в течение Вечного Единообразия"
(Пир. 1660a-b)

Возможно, даже больше чем желание сохранности, именно необходимость обеспечения неизменности определяла практику мумификации и массивность архитектуры пирамид.

В противоположность своему мумифицированному телу, сам царь теперь живет в другом мире как "неразрушимый Ax" (Пир. 152-66) - это неизменная форма (jxm-skjw "незнающая разрушения, неразрушимая") эффективно (Axj) приспособленная для загробной жизни.

"Среди Ax-Богов
царь увидит, как они стали Ax
и царь станет Ax тем же способом"
(Пир. 1566d-67a)

"Ты сделаешь этого царя Ax в своем теле. Он не умрет"
(Пир. 781b).

Вторая перемена, которая характеризует загробную жизнь царя, это новая среда обитания, в которой теперь живет царь в форме Ax . Вот, пожалуй, самое меткое и компактное описание того, что, по представлениям древних египтян происходит после смерти и становления Ax: "Ах на небо, труп на землю. То, что получают люди, когда они похоронены, тысяча их из хлеба, тысяча их из пива с жертвенного столика Главы жителей Запада" (Пир. 474a-c).

Также возможно прочтение "Ax принадлежит небу, труп принадлежит земле...". Пожалуй, одних этих строк хватило бы, чтобы описать концепцию египетской загробной жизни. Интересно также, что "Глава жителей Запада" (xntj-jmntjw "Передовой Западных", т.е. глава мертвых) здесь упоминается не как, например, эпитет Анубиса (для сравнения: "как Анубис, глава жителей запада" (Пир. 220c)), а как отдельный бог (кстати, также изображавшийся в виде шакала), который был богом древнего некрополя Абидоса еще при царях первой династии. Возможно, перед нами одни из самых древних строк, содержащихся в Текстах Пирамид.

Вернемся все-таки к новому миру царя, который чаще всего именуется словом pt "небо": "Он (=Царь) не принадлежит земле. Он принадлежит небу" (Пир. 890b). "Небо не будет пустым от тебя, О Царь, навечно" (Пир. 733d).

Подробнее о новом мире царя смотрите в статье "Космология".

*1. См. J.P. Allen "The Cosmology of The Pyramid Texts" стр. 1
*2. См. J.P. Allen "The Cosmology of The Pyramid Texts" стр. 1-3



(c) 2005, Тимофей Шмаков


Оглавление