Храм электрической лампы

Часть 1. Копоть, которой нет

Школьная история скучна. Почему-то хочется верить, что в прошлом было нечто особо интересное, загадочное, невероятное. Пирамиды с их фантастическими размерами и точностью, механизм из Антикитеры, багдадская батарея, хрустальный череп Митчелла-Хеджеса – разве это не доводы, что древние обладали технологиями, близкими к нашим? Или даже более высокими, секреты которых утеряны?


Египетские гробницы обильно украшены цветными росписями. При каком освещении работали в этих подземельях древние художники?
Одна из версий гласит, что солнечный свет направлялся в подземные коридоры с помощью системы зеркал. Это вполне возможно, но не на слишком большие глубины - только вблизи входа в длинные подземные коридоры. Медные зеркала древних египтян были не очень эффективны.
Есть более интригующая версия: в глубокой древности существовало электрическое освещение.


Первый косвенный подготовительный довод в пользу этой гипотезы - отсутствие копоти. В древнеегипетских гробницах, подземных лабиринтах, в пирамидах - нигде не обнаружено ни малейших следов копоти. Возможно, это “открытие” сделал Эрик фон Деникен, либо кто-то до него, - так или иначе, эта идея часто повторяется некритичными переписчиками и умирать не собирается.

Аргумент очень странный. Потому что копоть есть. И очень много. Сравните, к примеру, белый цвет краёв известнякового блока (внизу справа) с прокопчёной поверхностью барельефа. Ирония заключается ещё и в том, что это один из тех барельефов, на которых изображены “древние электролампочки”.
Много копоти в галереях и ходах пирамид - там, где её можно ожидать меньше всего. Пирамиды строились снизу вверх, открытым способом, и солнечного света на месте работ было достаточно.

Так что аргумент о копоти, в его всеобъемлющей категоричной формулировке, несостоятелен. Но вопрос остаётся открытым.

Во-первых, оставили эту копоть не сами древние египтяне, а многочисленные посетители. Туристы, от античности и вплоть до 19 века, пользовались масляными светильниками, факелами, и за столетия копоти накопилось предостаточно.

Во-вторых, в некоторых древнеегипетских гробницах, в длинных подземных коридорах действительно сохранились полихромные росписи, на которых не видно следов копоти. Так что же служило источником света для древних художников?..

Продолжение следует



Тайны
Древнего Египта